Открытый урок

14.01.2019

Урок литературы в 7 классе

 

«Пушкин,

    о Пушкине,

с Пушкиным»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Багомедова Х.Х.

                       учитель русского языка и литературы

                      МКОУ « Уркарахский многопрофильный лицей им.Алисултанова М.Г.

Дахадаевский район район

                     

                                                   2018 год

Цели урока:

Обучающие:

-вспомнить основные сведения о Пушкине, познакомить с некоторыми страницами биографии поэта;

-закрепить у обучающихся умение интерпретировать стихотворный текст, комплексно анализировать его;

- продолжить обучение декламационному чтению;

Развивающие:

-развивать интерес к дальнейшему изучению творчества А.С.Пушкина;

-развивать мышление учащихся путём организации нетрадиционных уроков;

-способствовать развитию творческого воображения;

-развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову;

-развивать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета;

Воспитательные:

-воспитывать у учащихся ответственность, организованность, самостоятельность, чувство коллективизма;

-продолжить работу по формированию чувства патриотизма у обучающихся на материале литературного краеведения, связанного с именем А.С. Пушкина;

-воспитание эстетического вкуса у учащихся.

Оборудование:

-портрет А. С. Пушкина;

- мультимедийный проектор с экраном;

-презентация;

-музыкальное оформление:

-видеокассета интервью с прапраправнучкой Пушкина Г.С.Усовой;

-раздаточный материал для учащихся;

1.    Вступительное слово учителя.

                    И снова осень за окном,

И в жёлтом вальсе кружится листок.

                         Мы в нашем классе.

                         Начинается урок.

Мне очень хочется, чтобы наш урок получился интересным, полезным, чтобы всё  задуманное удалось; чтобы мы вынесли с урока знания, хорошее настроение. Пусть работает не только наша память, но и душа, сердце.

Тема сегодняшнего урока литературы – «Пушкин, о Пушкине, с Пушкиным».                    (СЛАЙД: тема урока)                                                                  

Предлагаю вам поговорить о Пушкине. Почему о Пушкине? Потому что за окном осень - любимое время года поэта, потому, что сегодня мы продолжаем изучать творчество Пушкина, а ещё потому, что разговор о Пушкине – это всегда праздник. Праздник творчества, душевной чуткости, доброты, нравственности. Сегодня мы соприкоснёмся с духом русской классики – поэзией Пушкина. Пушкин приходит к нам в раннем детстве и не покидает до конца жизни. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта. Ещё при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии».

В этом году исполнилось 217 лет со дня рождения поэта, а наша любовь к нему не  ослабевает, стихи его становятся всё ближе, дороже, нужнее. Сегодня мы познакомимся с некоторыми страницами биографии поэта, совершим путешествия по пушкинским местам, почитаем его стихотворения.

2.    Работа с эпиграфом.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова Семёна Степановича Гейченко, человека, который много лет был директором пушкинского заповедника в   Михайловском.                                                                                                                   

                  Пушкин – это всегда-------- и всегда---------- .    

                                (СЛАЙД: фраза с пропусками )

Прежде чем узнать высказывание знатока творчества Пушкина, попробуйте сделать свои предположения.

Если бы мне предложили такое задание, я бы, наверное, тоже не угадала. Казалось бы, простые слова, но какая мудрая мысль.

                  Пушкин – это всегда открытие и всегда тайна.    

                                (СЛАЙД: фраза полностью)

Как вы понимаете это высказывание? Почему именно так сказано о Пушкине?

      Сделать свои маленькие открытия и узнать тайны – задача нашего урока. В конце урока мы вернёмся к эпиграфу и поделимся своими впечатлениями.

3.    У портрета Пушкина.

Мы у портрета Пушкина. Давайте зажжём свечи памяти, которые будут гореть весь урок, согревая и объединяя нас.

У тамбовской поэтессы В.Т.Дорожкиной есть стихотворение, которое так и называется «Перед  портретом Пушкина». Послушайте отрывок из этого стихотворения:

 Айшат.  Писать стихи – конечно, не забава,

Когда любовь пером руководит

И не прельщает призрачная слава,

А в мыслях – вечно молодой пиит…

…Наедине с бумагой – до рассвета.

За окнами – ни звука, ни огня…

Достойна ли я звания поэта?

И строго Пушкин смотрит на меня.

А какие мысли и чувства возникают у вас, когда вы смотрите на портрет поэта? (чтение домашних творческих работ «У портрета Пушкина».) 

4.    Дорогами Пушкина.  

Сегодня мы попробуем сделать открытия и разгадать тайны пушкинского творчества. Для этого я приглашаю вас в путешествие. Возьмём с собой знания, фантазию, сообразительность, вдохновение, желание работать в одиночку и вместе со всеми. Давайте вместе пройдём дорогами жизни поэта, дорогами его творчества.

 (СЛАЙД: Дорогами Пушкина)

     Сегодняшний урок готовила не только я, но и ваши одноклассники. Ребята работали в творческих группах и их сообщения помогут нам совершить путешествие по дорогам творчества поэта.

Дороги Пушкина…Просёлочные дороги. Размытые осенью. Пыльные летом. Зимой – теряющиеся в снежной мгле. Весной – больше похожие на реки. Дороги вечного путника.

А начиналось всё так же, как у всех, с дороги детства.

           1. Москва.      (СЛАЙД: Москва-надпись)

Гулбарият. 6 июня 1799 года в Москве родился А.С.Пушкин. 

                           (СЛАЙД: Пушкин-ребёнок)

 Звони, Москва! И гласи о нашем праве называться великим народом, потому что среди этого народа родился Пушкин!

                            (звонят колокола)              (СЛАЙД: Москва)

Пройдут годы, и обратится с такими проникновенными словами к родному городу великий русский поэт А.С.Пушкин.

 

           Москва! Как я люблю тебя!

           Святая родина моя!

           Как часто в горестной разлуке,

           В моей блуждающей судьбе,

           Москва! Я думал о тебе!

           Москва…Как много в этом звукеХочу такой сайт

           Для сердца русского слилось!

           Как много в нём отозвалось!

                  2.Лицей.        (СЛАЙД: Лицей-надпись) 

Прошло детство. Дорога отрочества привела Пушкина в Лицей.

Омарасхаб . Шесть лет провёл Пушкин в Лицее, безвыездно живя в Царском Селе.

                                               (СЛАЙД: Лицей-картина)

     Это были прекрасные незабываемые годы дружбы, поэзии, любви. Всю жизнь поэт будет вспоминать о них с нежностью, восторгом. И где бы Пушкин ни был, душой он рвался сюда, в Царское Село.                     (СЛАЙД: Царское Село)

     Годы учёбы навсегда сохранились в душе поэта.

Б.Хадижат .  В Лицее Пушкин нашёл прекрасных товарищей, дружбу с которыми сохранил на всю жизнь. Особенно полюбил он Пущина, Дельвига, Кюхельбекера.                (СЛАЙД: друзья Пушкина)

                                           Друзья мои, прекрасен наш союз!

                                          Он, как душа, неразделим и вечен –

                                                     Неколебим, свободен и беспечен

                                          Срастался он под сенью дружных муз…

Быстро промчались лицейские годы, шесть лет позади. Лицеисты покидали село с грустью и радостью. Расставаясь с друзьями, они были уже устремлены в будущее, полное надежд, веры, любви. 

                                (СЛАЙД: юный Пушкин)

   Ребята, Пушкин – лицеист был вашим ровесником. И вам, наверное, хочется знать, каким он был, как учился, о чём мечтал.

         Работа с текстом воспоминания И.И.Пущина «Записки о Пушкине».      (карточка с текстом) (сценка) Омарасхаб и Омар

«Все профессора смотрели с благоговением на растущий талант Пушкина. В математическом классе вызвал его раз Карцов к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и всё писал какие-то формулы. Карцов спросил его наконец: «Что же вышло? Чему равняется икс?» Пушкин, улыбаясь, ответил: «Нулю!» - «Хорошо! У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём. Садитесь на своё место и пишите стихи». Спасибо и Карцову, что он из математического фанатизма не вёл войны с его поэзией».

Почему строгий учитель математики не наказал Пушкина? (он видел в маленьком курчавом и любознательном лицеисте будущего великого поэта)

А этот слайд вы прокомментируете сами.  (СЛАЙД: Пушкин на экзамене)

Теперь Пушкина ждали другие дороги, трудные и печальные дороги зрелости.

          3. Михайловское.     (СЛАЙД: Михайловское-надпись)

 Фатима . Михайловское – это имение родителей Пушкина. Почти 2 года поэт провёл в деревне в полном уединении, со своей старой няней Ариной Родионовной. Сейчас в Михайловском музей.          (СЛАЙД: Михайловское)

Представим, что мы, пройдя по главной аллее Михайловского парка, подошли к господскому дому Пушкиных. Рядом с ним слева стоит небольшой деревянный флигелёк, а вернее сказать, избушка из двух комнаток. Это домик няни.              (СЛАЙД: домик няни)

Лейла . Простые деревянные стены, прялки в углу, стол, покрытый домотканой скатертью,- всё здесь неприхотливо и просто, на всём лежит печать покоя и тихого домашнего тепла. Легко представить в этой обстановке Арину Родионовну, сидящую за прялкой или со спицами в руках. А возле неё Пушкин. Шумит за окошком вьюга, шуршит по крыше ветер и воет в трубе. А в избушке теплится слабый свет – горит лучина.      (СЛАЙД: Пушкин и няня)

   ?????? читает стихотворение «Зимний вечер»

                                        

6.Кавказские ропинки к Пушкину.

 Интересным было наше путешествие по пушкинским местам, но пора возвращаться домой. – наша малая родина, поэтому каждому из нас интересно знать, что муза Пушкина не раз ходила по Тамбовским тропинкам.

                                      (СЛАЙД: Тамбовские тропинки Пушкина)

Об этом мы поговорим подробнее на уроках литературного краеведения. А на сегодняшнем уроке вас ждёт ещё одно открытие. В городе Мичуринске живёт Галина Северьяновна Усова – прапраправнучка Александра Сергеевича. Она профессор сельскохозяйственной академии.

                            (просмотр видеокассеты с интервью)

 Особой гордостью и чувством патриотизма переполняет нас сознание того, что наша земля причастна к истокам пушкинской поэзии.

А сейчас конкурс .Класс поделен на две команды

 

. “Разминка”.

Каждой команде задается по нескольку вопросов. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Назовите дату рождения А.С. Пушкина. (26 мая (6 июня) 1799 года).
  2. Как звали няню А.С. Пушкина? (Арина Родионовна).
  3. В каком учебном заведении с 12 лет обучался А.С. Пушкин? (Царскосельский лицей)
  4. Кому посвящено стихотворение, в котором есть следующие строки: “Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы!”? (П.Я. Чаадаеву).
  5. Какая война произошла во время обучения Пушкина в Лицее? (Отечественная война 1812 года, война с Наполеоном).
  6. Какой великий поэт присутствовал на экзамене в Царскосельском лицее? (Гавриил Романович Державин).
  7. Какое прозвище получил Пушкин в литературном кружке “Арзамас”? (Сверчок).
  8. После написания какого произведения Василий Андреевич Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью: “Победителю ученику от побежденного учителя”? (После написания поэмы “Руслан и Людмила”).
  9. Откуда А.С. Пушкин взял сюжет своей баллады “Песнь о вещем Олеге?” (Из Повести временных лет).

Задание 2. “Чтецы”.

Каждая команда выбирает по 1 человеку из команды для выразительного чтения отрывка из произведения А.С. Пушкина (кроме капитана, отрывки одинаковые, чтецы готовятся, пока команда выполняет следующее задание). Макс. оценка - 5 баллов. (Отрывок из поэмы “Полтава”. Со слов “…Тогда-то свыше вдохновенный - И, счастья баловень безродный, полудержавный властелин” Стр. 153 – 154).

Задание 3. Лингвистический конкурс.

В своих произведениях, особенно посвященных различным историческим событиям, Пушкин часто использует устаревшие слова. Задача – объяснить их, подобрать к ним современный синоним.

Каждый правильный ответ – 1 балл.

  • ЧЕЛО – лоб.
  • СЕКИРА - старинное оружие в виде топора на длинной рукояти.
  • ДОНЫНЕ – до сих пор.
  • ТРИЗНА – обряд похорон и поминания умершего.
  • ДРУЖИНА – княжеское войско, приближенные князя.
  • ДЕСНИЦА – правая рука.
  • БРАДА – борода.
  • СЕЧА – битва, бой, сражение.
  • ПЕРЛЫ – жемчуг.
  • КРУЧИНА – печаль, грусть, горе.
  • ОЧИ – глаза.
  • КОЛЧАН – сумка для стрел.

(После 3 задания – конкурс чтецов).

Задание 4. “Конкурс капитанов”.

Капитанам необходимо написать как можно больше названий произведений А.С. Пушкина. Читают по очереди. Если такое произведение есть у соперника, вычеркивают. За каждое оставшееся название – 1 балл. (Выполняют, пока команда делает следующее задание).

Задание 5. “Назови произведение”.

Учащимся предлагаются отрывки из произведений. Необходимо узнать произведение и написать название. Каждый правильный ответ – 1 балл.

(Проверяем сначала задания команды, затем капитанов).

1.

“Товарищ, верь, взойдет она,
Звезда пленительного счастья.
Россия вспрянет ото сна
И на обломках самовластья
Напишут наши имена…”

К Чаадаеву.

2.

Раздался шум; озарена
Мгновенным блеском тьма ночная,
Мгновенно дверь отворена;
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идет…
И на подушках осторожно
Седую бороду несет;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей:
Его-то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой,
Принадлежала борода.

Руслан и Людмила.

3.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Зимняя дорога.

4.

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.

Бесы.

5.

Мы вольные птицы; пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляют лишь ветер …да я!..

Узник.

6.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…

Зимнее утро.

7.

Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.

8.

Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.

Полтава.

9.

Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.

Песнь о вещем Олеге.

Задание 6. Кроссворд.

(За каждый правильный ответ - 1 балл).

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/515033/img1.gif
  1. Имение Пушкиных в Нижегородской области (Болдино).
  2. Один из героев произведений А.С. Пушкина, сила которого в бороде (Черномор).
  3. Так называют людей, которым А.С. Пушкин посвятил стихотворение “Во глубине сибирских руд…” (Декабристы).
  4. Один из лицейских друзей Пушкина (А.Дельвиг).
  5. Город, в котором родился А.С. Пушкин (Москва).
  6. Один из героев произведений А.С. Пушкина, погибший от укуса змеи (Олег).
  7. В этом городе находилось учебное заведение, в котором обучался А.С. Пушкин (Петербург).
  8. Один из друзей А.С. Пушкина, осмелившийся посетить его во время ссылки в селе Михайловском (И.Пущин).
  9. Прозаическое произведение А.С. Пушкина, рассказывающее о судьбе разоренного дворянина (Дубровский).
     

7.Возврат к началу.

Вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока.  (СЛАЙД: эпиграф)

Какие открытия вы сделали? Какие тайны попытались разгадать на сегодняшнем уроке?

Кто из вас может сказать, что гораздо лучше узнал поэта?

Как в нашем посёлке Сосновка увековечена память о Пушкине? Что названо его именем? (улица)

8. Домашнее задание.

По выбору: ребята, увлекающиеся рисованием, могут сделать иллюстрации к любимым пушкинским произведениям, кто-то составит кроссворд или тестовое задание по творчеству Пушкина, а кого-то, может быть, наш урок вдохновит на создание собственных стихотворений.

Дерзайте!

9.Заключение.

Имя Пушкина никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, Пушкин стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей Родины.

Свечи памяти гаснут, но строки великого поэта никогда не погаснут в наших сердцах.

10.Песня.  (СЛАЙДЫ: иллюстрации к пушкинским произведениям)

Всё изучив, узнав о Пушкине так много,

Пока ведёт нас наша школьная дорога.

Пускай проходят быстротечные года,

Но с нами Пушкин остаётся навсегда!

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 18.03.2019

Дата обновления: 18.03.2019

Дата публикации: 14.01.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89034285542

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».