Открытый урок
14.01.2019
Урок литературы в 7 классе
«Пушкин,
    о Пушкине,
с Пушкиным»

    Багомедова Х.Х.
                       учитель русского языка и
литературы
                      МКОУ « Уркарахский многопрофильный
лицей им.Алисултанова М.Г.
Дахадаевский район район
      
              
                                                  
2018 год
Цели
урока:
Обучающие:
-вспомнить
основные сведения о Пушкине, познакомить с некоторыми страницами биографии
поэта;
-закрепить
у обучающихся умение интерпретировать стихотворный текст, комплексно
анализировать его;
-
продолжить обучение декламационному чтению;
Развивающие:
-развивать
интерес к дальнейшему изучению творчества А.С.Пушкина; 
-развивать
мышление учащихся путём организации нетрадиционных уроков;
-способствовать
развитию творческого воображения;
-развивать
наблюдательность, внимательность к поэтическому слову;
-развивать у учащихся
познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой,
используя возможности компьютера, Интернета;
Воспитательные:
-воспитывать
у учащихся ответственность, организованность, самостоятельность, чувство
коллективизма;
-продолжить
работу по формированию чувства патриотизма у обучающихся на материале
литературного краеведения, связанного с именем А.С. Пушкина;
-воспитание
эстетического вкуса у учащихся.
Оборудование:
-портрет
А. С. Пушкина;
- мультимедийный проектор с экраном;
-презентация;
-музыкальное
оформление: 
-видеокассета
интервью с прапраправнучкой Пушкина Г.С.Усовой;
-раздаточный
материал для учащихся;
1.    Вступительное слово учителя.
                    И снова осень за окном,
И в жёлтом вальсе кружится листок.
                         Мы в нашем классе.
                         Начинается урок.
Мне очень хочется, чтобы наш урок получился
интересным, полезным, чтобы всё 
задуманное удалось; чтобы мы вынесли с урока знания, хорошее настроение.
Пусть работает не только наша память, но и душа, сердце.
Тема сегодняшнего урока литературы – «Пушкин, о
Пушкине, с Пушкиным».                   
(СЛАЙД: тема урока)                                                                  
Предлагаю вам поговорить о Пушкине. Почему о Пушкине?
Потому что за окном осень - любимое время года поэта, потому, что сегодня мы
продолжаем изучать творчество Пушкина, а ещё потому, что разговор о Пушкине –
это всегда праздник. Праздник творчества, душевной чуткости, доброты,
нравственности. Сегодня мы соприкоснёмся с духом русской классики – поэзией
Пушкина. Пушкин приходит к нам в
раннем детстве и не покидает до конца жизни. Трудно найти человека, который не
знал бы и не любил этого замечательного поэта. Ещё при жизни его называли
«незаходящим солнцем русской поэзии».
В этом году исполнилось 217 лет со дня рождения поэта,
а наша любовь к нему не  ослабевает,
стихи его становятся всё ближе, дороже, нужнее. Сегодня мы познакомимся с
некоторыми страницами биографии поэта, совершим путешествия по пушкинским
местам, почитаем его стихотворения. 
2.    Работа с эпиграфом.
Эпиграфом к нашему уроку будут слова Семёна
Степановича Гейченко, человека, который много лет был директором пушкинского
заповедника в   Михайловском.                                                                                                                   
                 
Пушкин – это всегда-------- и всегда---------- .     
                                (СЛАЙД: фраза с
пропусками )
Прежде чем узнать высказывание знатока творчества
Пушкина, попробуйте сделать свои предположения.
Если бы мне предложили такое задание, я бы, наверное,
тоже не угадала. Казалось бы, простые слова, но какая мудрая мысль.
                 
Пушкин – это всегда открытие и всегда тайна.     
                                (СЛАЙД: фраза
полностью)
Как вы понимаете это высказывание? Почему именно так
сказано о Пушкине?
      Сделать
свои маленькие открытия и узнать тайны – задача нашего урока. В конце урока мы
вернёмся к эпиграфу и поделимся своими впечатлениями.
3.    У портрета Пушкина.
Мы у портрета Пушкина. Давайте зажжём
свечи памяти, которые будут гореть весь урок, согревая и объединяя нас.
У тамбовской поэтессы В.Т.Дорожкиной
есть стихотворение, которое так и называется «Перед  портретом Пушкина». Послушайте отрывок из
этого стихотворения:
 Айшат.  Писать
стихи – конечно, не забава,
Когда любовь пером руководит
И не прельщает призрачная слава,
А в мыслях – вечно молодой пиит…
…Наедине с бумагой – до рассвета.
За окнами – ни звука, ни огня…
Достойна ли я звания поэта?
И строго Пушкин смотрит на меня.
А какие мысли и чувства возникают у вас,
когда вы смотрите на портрет поэта? (чтение домашних творческих работ «У
портрета Пушкина».)  
4.    Дорогами Пушкина.  
Сегодня мы попробуем сделать открытия и
разгадать тайны пушкинского творчества. Для этого я приглашаю вас в
путешествие. Возьмём с собой знания, фантазию, сообразительность, вдохновение,
желание работать в одиночку и вместе со всеми. Давайте вместе пройдём дорогами
жизни поэта, дорогами его творчества.
 (СЛАЙД: Дорогами Пушкина)
     Сегодняшний урок готовила не только я, но и
ваши одноклассники. Ребята работали в творческих группах и их сообщения помогут
нам совершить путешествие по дорогам творчества поэта. 
Дороги Пушкина…Просёлочные дороги.
Размытые осенью. Пыльные летом. Зимой – теряющиеся в снежной мгле. Весной –
больше похожие на реки. Дороги вечного путника.
А начиналось всё так же, как у всех, с
дороги детства.
           1.
Москва.      (СЛАЙД: Москва-надпись)
Гулбарият. 6 июня 1799 года в Москве родился А.С.Пушкин.  
                           (СЛАЙД:
Пушкин-ребёнок)
 Звони, Москва!
И гласи о нашем праве называться великим народом, потому что среди этого народа
родился Пушкин!
                            (звонят
колокола)              (СЛАЙД: Москва)
Пройдут годы, и обратится с такими
проникновенными словами к родному городу великий русский поэт А.С.Пушкин.
          
Москва! Как я люблю тебя!
           Святая
родина моя!
           Как
часто в горестной разлуке,
           В
моей блуждающей судьбе,
          
Москва! Я думал о тебе!
           Для
сердца русского слилось!
           Как
много в нём отозвалось!
                  2.Лицей.        (СЛАЙД: Лицей-надпись)  
Прошло детство. Дорога отрочества
привела Пушкина в Лицей.
Омарасхаб . Шесть лет провёл Пушкин в Лицее, безвыездно живя в
Царском Селе.
                                               (СЛАЙД: Лицей-картина)
     Это были прекрасные незабываемые годы
дружбы, поэзии, любви. Всю жизнь поэт будет вспоминать о них с нежностью,
восторгом. И где бы Пушкин ни был, душой он рвался сюда, в Царское Село.                     (СЛАЙД: Царское Село)
     Годы учёбы навсегда сохранились в душе
поэта.
Б.Хадижат .  В Лицее Пушкин
нашёл прекрасных товарищей, дружбу с которыми сохранил на всю жизнь. Особенно
полюбил он Пущина, Дельвига, Кюхельбекера.                (СЛАЙД: друзья Пушкина)
                                           Друзья
мои, прекрасен наш союз!
                       
                  Он, как душа, неразделим и вечен –
                                                     Неколебим, свободен и беспечен
                                          Срастался он под сенью дружных муз…
Быстро промчались лицейские годы, шесть
лет позади. Лицеисты покидали село с грустью и радостью. Расставаясь с
друзьями, они были уже устремлены в будущее, полное надежд, веры, любви.  
                                (СЛАЙД: юный
Пушкин)
   Ребята,
Пушкин – лицеист был вашим ровесником. И вам, наверное, хочется знать, каким он
был, как учился, о чём мечтал.
         Работа
с текстом воспоминания И.И.Пущина «Записки о Пушкине».      (карточка с текстом) (сценка) Омарасхаб и
Омар 
«Все профессора смотрели с благоговением
на растущий талант Пушкина. В математическом классе вызвал его раз Карцов к
доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и
всё писал какие-то формулы. Карцов спросил его наконец: «Что же вышло? Чему
равняется икс?» Пушкин, улыбаясь, ответил: «Нулю!» - «Хорошо! У вас, Пушкин, в
моём классе всё кончается нулём. Садитесь на своё место и пишите стихи».
Спасибо и Карцову, что он из математического фанатизма не вёл войны с его
поэзией».
Почему строгий учитель математики не
наказал Пушкина? (он видел в маленьком курчавом и любознательном лицеисте
будущего великого поэта)
А этот слайд вы прокомментируете
сами.  (СЛАЙД: Пушкин на экзамене)
Теперь Пушкина ждали другие дороги, трудные и печальные
дороги зрелости.
          3. Михайловское.     (СЛАЙД: Михайловское-надпись)
 Фатима . Михайловское – это имение родителей Пушкина. Почти 2 года поэт провёл
в деревне в полном уединении, со своей старой няней Ариной Родионовной. Сейчас
в Михайловском музей.          (СЛАЙД:
Михайловское)
Представим, что мы, пройдя по главной
аллее Михайловского парка, подошли к господскому дому Пушкиных. Рядом с ним
слева стоит небольшой деревянный флигелёк, а вернее сказать, избушка из двух
комнаток. Это домик няни.              (СЛАЙД: домик няни)
Лейла . Простые деревянные стены, прялки в углу, стол,
покрытый домотканой скатертью,- всё здесь неприхотливо и просто, на всём лежит
печать покоя и тихого домашнего тепла. Легко представить в этой обстановке
Арину Родионовну, сидящую за прялкой или со спицами в руках. А возле неё
Пушкин. Шумит за окошком вьюга, шуршит по крыше ветер и воет в трубе. А в
избушке теплится слабый свет – горит лучина.      (СЛАЙД: Пушкин и няня) 
   ?????? читает стихотворение «Зимний вечер»
6.Кавказские ропинки к Пушкину.
 Интересным было наше путешествие по пушкинским
местам, но пора возвращаться домой. – наша малая родина, поэтому каждому из нас
интересно знать, что муза Пушкина не раз ходила по Тамбовским тропинкам.
                    
                 (СЛАЙД:
Тамбовские тропинки Пушкина) 
Об этом мы поговорим подробнее на уроках
литературного краеведения. А на сегодняшнем уроке вас ждёт ещё одно открытие. В
городе Мичуринске живёт Галина Северьяновна Усова – прапраправнучка Александра
Сергеевича. Она профессор сельскохозяйственной академии.
                            (просмотр
видеокассеты с интервью)
 Особой гордостью и чувством патриотизма
переполняет нас сознание того, что наша земля причастна к истокам пушкинской
поэзии.
А сейчас конкурс .Класс поделен на две команды
.
“Разминка”.
Каждой
команде задается по нескольку вопросов. За каждый правильный ответ – 1 балл.
- Назовите
     дату рождения А.С. Пушкина. (26 мая (6 июня) 1799 года).
- Как звали
     няню А.С. Пушкина? (Арина Родионовна).
- В каком
     учебном заведении с 12 лет обучался А.С. Пушкин? (Царскосельский лицей)
- Кому
     посвящено стихотворение, в котором есть следующие строки: “Пока свободою
     горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, Отчизне посвятим Души
     прекрасные порывы!”? (П.Я. Чаадаеву).
- Какая война
     произошла во время обучения Пушкина в Лицее? (Отечественная война 1812
     года, война с Наполеоном).
- Какой
     великий поэт присутствовал на экзамене в Царскосельском лицее? (Гавриил
     Романович Державин).
- Какое
     прозвище получил Пушкин в литературном кружке “Арзамас”? (Сверчок).
- После
     написания какого произведения Василий Андреевич Жуковский подарил Пушкину
     свой портрет с надписью: “Победителю ученику от побежденного учителя”?
     (После написания поэмы “Руслан и Людмила”).
- Откуда А.С.
     Пушкин взял сюжет своей баллады “Песнь о вещем Олеге?” (Из Повести
     временных лет).
Задание
2. “Чтецы”.
Каждая
команда выбирает по 1 человеку из команды для выразительного чтения отрывка из
произведения А.С. Пушкина (кроме капитана, отрывки одинаковые, чтецы готовятся,
пока команда выполняет следующее задание). Макс. оценка - 5 баллов. (Отрывок из
поэмы “Полтава”. Со слов “…Тогда-то свыше вдохновенный - И, счастья баловень
безродный, полудержавный властелин” Стр. 153 – 154).
Задание
3. Лингвистический конкурс.
В
своих произведениях, особенно посвященных различным историческим событиям,
Пушкин часто использует устаревшие слова. Задача – объяснить их, подобрать к
ним современный синоним.
Каждый
правильный ответ – 1 балл.
- ЧЕЛО – лоб.
- СЕКИРА -
     старинное оружие в виде топора на длинной рукояти.
- ДОНЫНЕ – до
     сих пор.
- ТРИЗНА –
     обряд похорон и поминания умершего.
- ДРУЖИНА –
     княжеское войско, приближенные князя.
- ДЕСНИЦА –
     правая рука.
- БРАДА –
     борода.
- СЕЧА –
     битва, бой, сражение.
- ПЕРЛЫ –
     жемчуг.
- КРУЧИНА –
     печаль, грусть, горе.
- ОЧИ – глаза.
- КОЛЧАН –
     сумка для стрел.
(После
3 задания – конкурс чтецов).
Задание
4. “Конкурс капитанов”.
Капитанам
необходимо написать как можно больше названий произведений А.С. Пушкина. Читают
по очереди. Если такое произведение есть у соперника, вычеркивают. За каждое
оставшееся название – 1 балл. (Выполняют, пока команда делает следующее
задание).
Задание
5. “Назови произведение”.
Учащимся
предлагаются отрывки из произведений. Необходимо узнать произведение и написать
название. Каждый правильный ответ – 1 балл.
(Проверяем
сначала задания команды, затем капитанов).
| 1. | “Товарищ, верь, взойдет она, | К Чаадаеву. | 
| 2. | Раздался шум; озарена | Руслан и Людмила. | 
| 3. | По дороге зимней, скучной | Зимняя дорога. | 
| 4. | Мчатся тучи, вьются тучи; | Бесы. | 
| 5. | Мы вольные птицы; пора! | Узник. | 
| 6. | Под голубыми небесами | Зимнее утро. | 
| 7. | Свет мой, зеркальце, скажи, | Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. | 
| 8. | Швед, русский – колет, рубит, режет. | Полтава. | 
| 9. | Волхвы не боятся могучих владык, | Песнь о вещем Олеге. | 
Задание
6. Кроссворд.
(За
каждый правильный ответ - 1 балл).

- Имение
     Пушкиных в Нижегородской области (Болдино).
- Один из
     героев произведений А.С. Пушкина, сила которого в бороде (Черномор).
- Так называют
     людей, которым А.С. Пушкин посвятил стихотворение “Во глубине сибирских
     руд…” (Декабристы).
- Один из
     лицейских друзей Пушкина (А.Дельвиг).
- Город, в
     котором родился А.С. Пушкин (Москва).
- Один из
     героев произведений А.С. Пушкина, погибший от укуса змеи (Олег).
- В этом
     городе находилось учебное заведение, в котором обучался А.С. Пушкин
     (Петербург).
- Один из
     друзей А.С. Пушкина, осмелившийся посетить его во время ссылки в селе
     Михайловском (И.Пущин).
- Прозаическое
     произведение А.С. Пушкина, рассказывающее о судьбе разоренного дворянина
     (Дубровский).
7.Возврат к началу.
Вернёмся к вопросу, поставленному в
начале урока.  (СЛАЙД: эпиграф)
Какие открытия вы сделали? Какие тайны
попытались разгадать на сегодняшнем уроке?
Кто из вас может сказать, что гораздо
лучше узнал поэта?
Как в нашем посёлке Сосновка увековечена
память о Пушкине? Что названо его именем? (улица)
8. Домашнее задание.
По выбору: ребята, увлекающиеся
рисованием, могут сделать иллюстрации к любимым пушкинским произведениям,
кто-то составит кроссворд или тестовое задание по творчеству Пушкина, а
кого-то, может быть, наш урок вдохновит на создание собственных стихотворений.
Дерзайте!
9.Заключение. 
Имя Пушкина никогда не забудется. Он
всегда рядом с нами: в сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в
памятниках и музеях. Можно сказать, Пушкин стал частицей каждого из нас,
частицей нашего ума, нашего сердца, частицей Родины. 
Свечи памяти гаснут, но строки великого
поэта никогда не погаснут в наших сердцах.
10.Песня.  (СЛАЙДЫ: иллюстрации к пушкинским
произведениям)
Всё изучив, узнав о Пушкине так много,
Пока ведёт нас наша школьная дорога.
Пускай проходят быстротечные года,
Но с нами Пушкин остаётся навсегда!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.03.2019
Дата обновления: 18.03.2019
Дата публикации: 14.01.2019
